Mikhail Glukhov (lumigraph) wrote,
Mikhail Glukhov
lumigraph

Categories:

На стыке двух морей. Часть 1 — Мурманск-Гремиха.

Идея съездить осенью в Заполярье родилась еще во время первого посещения Мурманска. Изначально ставилась цель просто побывать на побережье Баренцева, покидать камушки в море и побродить по осенней тундре. Но как это часто бывает, «за время пути собачка успела подрасти»: ползая в гугле по карте Кольского в поисках интересностей, я уткнулся в торчащий на его северном берегу «зуб» — полуостров Святой Нос.
Учитывая мою тягу ко всевозможным мысам, косам, полуостровам и прочим выступающим далеко в море объектам, решение о том, куда ехать, было принято очень быстро :)

98.26 КБ

Святой Нос — мыс на Кольском полуострове, разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский и Терский берега. Из летописей известно, что новгородцы идя вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров, они видели далеко вдающийся в морс скалистый нос. Ему вначале и было дано название Терский нос. Терский мыс. Затем русское название Терский мыс перешло на весь полуостров, а за мысом закрепилось — Святой Нос, попав на карты западноевропейских картографов в XVI веке. Норвежцы этот мыс называли Вегестад (Путевой столб, или Путевая скала). Действительно, при плавании из Норвегии в Белое море здесь было необходимо резко менять курс.

Из описание путешествия, совершенного в 1496 году русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой. По словам Истомы, «Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие — что это Харибда. ...Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда не были в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва с великим трудом спаслись, налегши всеми силами на весла».

Существует старинная поморская поговорка «Где рыба ни ходит, а Святого Носа не минует». Через Святой Нос промышленники суда свои перетаскивали, от Волковой губы в Лапское становище. Легенда утверждает, что у Святого Носа водились супер-черви, которые протачивали суда, во время их пути. Но по преданиям святой угодник Варламий Керецкой, путешествуя из Колы на лодочке, червей этих заклял, отчего они потеряли свою силу.

Источник: Кольские карты

В 20 км от Святого Носа находится посёлок Гремиха (он же Мурманск-140, он же ЗАТО Островной). Гремиха — в недавнем прошлом крупнейшая база Северного флота, где постоянно дислоцировались четрые дивизии атомных подводных лодок. В настоящий момент в Гремихе осталась одна подлодка (и та — памятник на площади). Военные ушли окончательно отсюда в 2000-х, оставив после себя только радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, хранением и переработкой которых теперь и занимаются в Гремихе.

Единственный транспорт, связывающий Гремиху с «большой землей» — теплоход «Клавдия Еланская», который совершает рейсы каждые три дня. Эта пассажирская линия дотируется из бюджета области, в результате самый дорогой билет из доступных стоит 408 руб. 20 коп. (4-х местная каюта с туалетом и душем). Проблемой является только получение пропуска — поскольку Гремиха является ЗАТО, то для схода на берег нужен пропуск, о-о-очень непросто оформляемый.
Не буду описывать проблемы, с которыми я столкнулся в процессе, скажу лишь что ослиное упрямство в данном случае дало результат и после двухмесячной нервотрепки, за 4 дня до отправления я получил радостную весть, что пропуск готов и ждет меня в Мурманске.

Наконец, 9 сентября в 2 часа ночи я вылетел в Мурманск. Летели мы летели, долетели уже почти до Белого моря, как КВС по громкой связи объявляет что в связи с метеоусловиями в Мурманске, мы возвращаемся во Внуково. Тут надо рассказать про моего соседа в самолете, который оказался бывшим морвоенлетом и замечательным собеседником (Камиль, привет!). Вернувшись в Москву, он сразу связался со своим бывшим армейским товарищем, который теперь работает в Центре гражданской авиации в Питере, и узнал что с погодой в Мурманске и какие перспективы у такого-то рейса (вот что значит правильные связи) :) А перспективы были совершенно неясные — Мурманск накрыл туман, видимость нулевая, когда рассеется — неизвестно, ветра нет.
Чего я только не успел передумать, сидя во Внуково — время до отправления теплохода таяло на глазах, выходило что все путешествие, которое я вынашивал 3 месяца, под угрозой срыва.
В итоге мы вылетели снова, с задержкой ровно в 12 часов, и я еле-еле успел все: забрать пропуск, купить билет и даже чуть поболтать с Женей angrymanz, с которым мы знакомы были до сих пор только виртуально.

84.60 КБ
1. «Клавдия Еланская» около причала морвокзала в Мурманске.

103.42 КБ
2.

135.38 КБ
3. Верхняя палуба. Вобще, «Еланская» не смотря на свой солидный возраст (1977 г.в.) производит впечатление очень аккуратного и ухоженного судна.

96.30 КБ
4. Поднятие флага.

80.25 КБ
5. Вид на Абрам-Мыс — небольшой район Мурманска, расположенный на противоположном берегу Кольского залива.

45.09 КБ
6.


7 (кликабельно). Кольский залив.

94.30 КБ
8.

72.95 КБ
9. Вдоль берега стоит практически весь российский ледокольный флот.

228.87 КБ
10.

56.86 КБ
11. Единственный российский авианосец — ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Североморске.


12 (кликабельно). Утром следующего дня мы уже подходили к Гремихе (или как она обозначается в билете, портопункт Йоканьга). Справа о. Чаичий, слева о. Витте — самый крупный из островов, защищающих бухту, назван в честь министра финансов С. Ю. Витте, который лично высадился на него со свитой в 1894 г.

120.37 КБ
13. Такая картина предстает перед глазами сразу после схода на берег.
От когда-то 30-тысячного города осталось от силы 3 тыс. жителей. Окна в большей части домов заложены кирпичом, а оставшиеся жилые дома производят довольно угнетающее впечатление. Исключение составляют свежеотремонтированные больница, школа и здание администрации.

126.67 КБ
14. Сверкающая белизной «Еланская» выглядит в этом месте как только что приземлившаяся летающая тарелка.

538.11 КБ
15. Памятник военным строителям. На заднем плане — упомянутые ранее заложенные окна.

420.96 КБ
16. Символ города — воющий олень.

98.88 КБ
17. Другая особенность Гремихи — обилие памятников из военной техники. На главной площади стоят дизельная подлодка и пушка, а рядом со зданием администрации — вот такая ракетная штуковина.

Часть 2 — Святой Нос.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments